Брехт, Бертольт (1898-1956) (Bertolt Brecht) биография, о авторе

Берто́льт Брехт (нем. Bertolt Brecht), в оригинале ударение иное — Бе́ртольт; полное имя О́йген Бе́ртхольд Фри́дрих Брехт, Eugen Berthold Friedrich Brecht; 10 февраля 1898, Аугсбург, — 14 августа 1956, Берлин) — немецкий поэт, прозаик, драматург, реформатор театра, теоретик искусства, основатель театра «Берлинский ансамбль».

Биография
Бертольт Брехт родился в баварском городе Аугсбурге в семье директора бумажной фабрики. После обучения в государственной школе учился с 1908 по 1917 годы в аугсбургской реальной гимназии им. Пейтингера. Уже в школьные годы в сочинениях критически высказывался о войне. В этот же период появляются первые литературные пробы Брехта: стихи, эссе, рассказы, театральные рецензии.

С 1917 по 1918 годы изучал естествознание, медицину и литературу в Мюнхенском университете имени Людвига Максимилиана. Учёба продолжалась недолго, так как Брехт был призван в армию. У Брехта были больные почки, поэтому его отправили не на фронт, а в госпиталь в Аугсбурге, где он проходил службу в качестве санитара. Здесь он столкнулся с реальной жизнью, ужасами боли и смерти, все это было так далеко от слов о «величии Германии».

В его творчестве всё больше проявлялись ненависть и отвращение не только к военщине, но и ко всему социальному строю, основанному на неравенстве и эксплуатации человека человеком. Возможно, его убеждения способствовали тому, что в ноябре 1918 года Брехт был избран членом солдатского совета в Аугсбурге.

Появляются первые стихотворения Брехта, знаменательное «Легенда о мёртвом солдате»(1918), с фразами:
Любое сословие своё творит
Музыканты трезвон и вой
Священники — постный и набожный вид
А медики — годных в строй

По свидетельству одного из друзей юности Брехта — Мюнтстерара, это стихотворение и было пропето Брехтом под гитару самим в госпитале под «ура», приведённые строчки Брехт из стихотворения позднее убрал, но это не помешало именно за это стихотворение нацистским властям внести Брехта в расстрельные списки.

Первые пьесы Брехта — «Ваал» (1918), «Барабанный бой в ночи» (1919), «В чаще городов» (1921) — вызвали бурную реакцию публики, порой спектакли сопровождались метанием тухлых яиц — не все принимали социалистические идеи автора. Тем не менее, в 1922 году Брехт был удостоен премии Генриха Клейста.

В 1920 году умерла мать Брехта. С этого времени он часто ездил в Берлин, где знакомился с миром театра.

После премьеры спектакля «Барабаны в ночи» (1922), поставленного по одноименной пьесе Брехта, известный театральный критик Герберт Йеринг сказал: «В один вечер двадцатичетырехлетний писатель Берт Брехт изменил поэтический облик Германии».

Его популярность росла с каждым годом и достигла своего апогея после премьеры «Трехгрошовой оперы» (1928), над которой он работал совместно с композитором Куртом Вайлем.

С 1924 года он практически постоянно жил в Берлине. Здесь он сблизился со многими деятелями искусства: певцом и актером Эрнстом Бушем, режиссёром Эрвином Пискатором, композиторами Хансом Эйслером и Паулем Хиндемитом, писателями Альфредом Дёблином, Лионом Фейхтвангером, Арнольтом Бронненом и Фридрихом Вольфом, художником Джоном Хартфилдом, театральным критиком Гербертом Иерингом (нем.) , экономистом Фридрихом Штернбергом и другими. Друзья поддерживали творческие искания Брехта.

Брехт не только писал пьесы и создавал теорию «эпического театра», на рождение которой особенное влияние оказала совместная театральная работа с Э. Пискатором, но и активно изучал классиков марксизма. Он сблизился с Коммунистической партией Германии, пишет «Песнь единого фронта» и «Песнь солидарности». Совместно с писателем Эрнстом Оттвальтом Брехт написал сценарий к фильму «Куле Вампе, или Кому принадлежит мир?», режиссёром которого стал Златан Дудов. Главную роль в фильме сыграл друг Брехта Эрнст Буш, а композитор Ганс Эйслернаписал музыку. После окончания съёмок фильм столкнулся с серьёзными цензурными преградами, однако после выхода на экраны пользовался огромной популярностью.

После поджога Рейхстага и начавшихся сразу за этим репрессий против коммунистов Брехт с семьей покинул Берлин и поселился в Дании. В 1935 году он был официально лишён нацистами немецкого гражданства.

После оккупации Дании Брех бежал в Швецию, а затем в Финляндию, но когда в войну вступила и Финляндия, ему пришлось искать прибежища в США: для этого пересёк на транссибирском экспрессе СССР и отплыл из Владивостока на шведском пароходе.

В США Брехт провёл шесть с половиной лет. Там он закончил «Жизнь Галилея» и «Мамашу Кураж».

В эмиграции Брехт создал самые известные свои пьесы, среди которых «Добрый человек из Сезуана» (1938—1940), «Карьера Артуро Уи» (1941), «Кавказский меловой круг» (1944), «Мамаша Кураж и её дети» (1939) и другие.

По окончании войны в период «охоты на ведьм» в США в Конгрессе Брехт заявил, что не имел дела с коммунистическими партиями, и, чувствуя угрозу преследования, покинул США.

Единственным государством, предоставившим ему визу, оказалась Швейцария, — здесь Брехт поселился в 1947 году.

Западные зоны Германии (ни французская, ни английская, ни США) отказали ему в визе, вернуться он смог только в Восточную часть (будущая ГДР). Покинув Швейцарию, Брехт обосновался в Восточном Берлине. Здесь в 1949 году он основал театр «Берлинер ансамбль», вскоре получивший всемирную известность благодаря постановкам пьес Брехта. В 1950 году он был избран вице-президентом Академии искусств ГДР.

Бертольт Брехт умер 14 августа 1956 года в Берлине от сердечного приступа, на очередной репетиции пьесы «Жизнь Галилея».
После смерти среди его бумаг было найдено стихотворение «Решение»:
После восстания 17 июня секретарь Союза писателей приказал раздавать на Сталиналлее листовки, в которых можно было прочитать, что народ потерял доверие правительства и что возвратить его он может только удвоенной работой. Не было бы разве проще правительству распустить народ и выбрать новый?
В книге Гюнтера Грасса «Моё столетие» глава «1956» посвящена гипотетической, воображаемой встрече Бертольда Брехта и Готфрида Бенна над могилой Г. фон Клейста. Символика этой сцены построена на встрече идеологий — Запада и Востока — и на встрече писателей, находивших в себе силы личного противостояния идеологическому диктату.

Частная жизнь
В 1922 году Брехт женился на актрисе и певице Марианне Цофф, в этом браке у него в 1923 году родилась дочь Ханна нем. Hanne Hiob), ставшая актрисой (известна как Ханна Хиоб), сыгравшая на сцене многих героинь пьес Брехта. Ушла из жизни 24 июня 2009 года.

Брак с Марианной Цофф оказался недолгим. В 1923 году Брехт познакомился с актрисой Хеленой Вайгель, от которой у него рождается сын Штефан (1924—2009). В 1929 году Брехт развёлся с Цофф, Брехт женился на Вайгель; в 1930 году у них родилась дочь Барбара.

Признание
Лауреат Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами» (1954).

Постановки пьес Б. Брехта в России
В России (СССР) первым спектаклем по пьесе Брехта стала «Трёхгрошовая опера», поставленная Александром Таировым в 1930 году в Камерном театре. Пьесы Брехта оказывались знаковыми для многих выдающихся советских режиссёров. Так, например, история знаменитого Театра на Таганке началась в 1964 году со спектакля «Добрый человек из Сезуана», а спектакль «Кавказский меловой круг», поставленный знаменитым грузинским режиссёром Роберта Стуруа в 1975 году в Театре им. Шота Руставели, принёс режиссёру мировую известность и по праву считается одной из лучших его работ.

Наиболее известные постановки
«Трёхгрошовая опера»
1930 — Камерный театр. Постановка Александра Таирова
1980 — Московский театр Сатиры. Постановка Валентина Плучека. В роли Мекки Мессера — Андрей Миронов
2009 — МХТ им. Чехова. Постановка Кирилла Серебренникова
«Мамаша Кураж и её дети»
1960 — Театр им. В. Маяковского. Постановка М. Штрауха. Мамаша Кураж — Юдифь Глизер
1972 — Московский театр Сатиры. Постановка Марка Захарова. Художник А. Васильев. В роли Мамаши Кураж — Татьяна Пельтцер
«Карьера Артуро Уи»
1963 — «Большой драматический театр им. М. Горького». Постановка Эрвина Аксера. Художники Э. Старовейская, К. Свинарский; композитор 3. Турский. Роли исполняли: Артуро Уи — Е. Лебедев, Догсборо — В. Полицеймако, Дживола — С. Юрский, Гири — В. Кузнецов, Эрнесто Рома — Е. Копелян, Инна — В. Рецептер, Зазывала — Г. Штиль, Актёр —В. Стржельчик. Премьера состоялась 26 июня
«Жизнь Галилея»
1963 — Театр на Таганке. Постановка Ю. Любимова. Художник Э. Стенберг; музыка к стихам — А. Васильева и Б. Хмельницкого; использована также музыка из произведенийДмитрий Шостаковича. В роли Галилея — Владимир Высоцкий и Александр Калягин,

Сочинения и издания
Пьесы (избранное)
Русское название (Оригинальное название / Годы создания / Год первой отдельной публикации)
Ваал (нем. Baal / 1918 год / 1923 год)
Барабаны в ночи (нем. Trommeln in der Nacht / 1918—1920 год / 1922 год)
Трёхгрошовая опера (нем. Die Dreigroschenoper / 1928 год / 1931 год)
Круглоголовые и остроголовые, или Богач богача видит издалека, (нем. Die Rundköpfe und die Spitzköpfe / 1931—1934 год / 1936 год)
Куле Вампе, или Кому принадлежит мир? (нем. Kuhle Wampe, oder: Wem gehört die Welt? / 1932 год / 1932 год)
Страх и отчаяние в Третьей империи (нем. Furcht und Elend des Dritten Reiches / 1935—1938 год / 1938 год)
Жизнь Галилея (нем. Leben des Galilei / 1937—1939 год / 1943 год)
Мамаша Кураж и её дети (нем. Mutter Courage und ihre Kinder / 1938—1939 год / 1941 год)
Осуждение Лукулла (нем. Die Verurteilung des Lukullus / 1938—1939 год / 1951 год)
Добрый человек из Сычуани (в оригинале — «Добрый человек из Сезуана») (нем. Der gute Mensch von Sezuan / 1939—1942 год / 1943 год)
Господин Пунтила и его слуга Матти (нем. Herr Puntila und sein Knecht Matti / 1940 год / 1948 год)
Швейк во Второй мировой войне (нем. Schweyk im zweiten Weltkrieg / 1941 год / 1956 год)
Карьера гангстера Артуро Уи, которой могло и не быть (нем. Der aufhaltsame Aufstieg des Arturo Ui / 1941 год / 1958 год)
Кавказский меловой круг (нем. Der kaukasische Kreidekreis / 1943—1945 год / 1948 год)
Антигона (по трагедии Софокла нем. Die Antigone des Sophokles / 1947 год / 1948 год)
Дни Коммуны (нем. Die Tage der Commune / 1948—1949 год / 1956 год)
Суд над Жанной д` Арк в Руане в 1431 году (нем. Der Prozess der Jeanne D'Arc zu Rouen, 1431 / 1952 год / 1952 год)
Дон Жуан (нем. Don Juan / 1952 год / 1954 год)
Турандот, или Конгресс обелителей (нем. Turandot oder Der Kongreß der Weißwäscher / 1953—1954 годы / 1969 год)

Публицистика
Брехт Б. О Шекспире. Брехт Б. Художник и общественная борьба. Брехт Б. Общие вопросы эстетики. Брехт Б. О себе, и своем творчестве. Брехт Б. Современники: друзья и враги. Брехт Б. Литература — кино — радио — музыка — изобразительные искусства. Брехт Б. Теория эпического театра. Брехт Б. Покупка меди. Брехт Б. Театральная практика.

Проза
Русское название (Оригинальное название / Годы создания / Год первой отдельной публикации)
Брехт Б. Ме-ти. Книга перемен
Рассказы господина Койнера (нем. Geschichten vom Herrn Keuner / 1926—1957 годы)

Русские издания
Брехт Б. Театр, тт. 1-5. М., 1963—1965
Брехт Б. Театр. Т. 5/1. 527 с.
Брехт Б. Театр. Т. 5/2. 566 с.
Брехт Б. О литературе. М., 1977
Брехт Б. Избранное. М., 1990
Брехт Б. Пьесы, тт. 1-2. М., 1999.
«Трехгрошёвая опера»
«Кавказский меловой круг»
«Страх и нищета в Третьей империи»
«Разговоры беженцев»
«Мамаша Кураж и её дети»
«Добрый человек из Сычуани»
«Жизнь Галилея»
«Круглоголовые и остроголовые»

Брехт Б. Ме-ти. Книга перемен. М., 2004.
Брехт Б. Истории господина Койнера. «Текст», 2007.
Брехт Б. Мамаша Кураж и ее дети. Пьесы. «Текст», 2008.
Брехт Б. Сто стихотворений. «Текст», 2010.

Брехт, Бертольт произведения:

Брехт, Бертольт все стихи