Гофмансталь, Гуго фон (1874-1929) (Hugo von Hofmannsthal) биография, о авторе

Гуго фон Гофмансталь (нем. Hugo von Hofmannsthal, 1 февраля 1874, Вена — 15 июля 1929, Родаун, под Веной) — австрийский писатель, поэт, драматург, выразитель идей декадентства в австрийской литературе конца XIX века - начала XX века.

Биография
Родом из состоятельной дворянской семьи, по отцу — итальянского происхождения. Блестящий гимназист, полиглот и книгочей, дебютировал стихами в 1890. Тогда же познакомился с Артуром Шницлером, в 1891 — с Генриком Ибсеном и Стефаном Георге, к литературной группе которого — «Листки искусства», Гофмансталь примкнул сразу после знакомства. На страницах журнала проповедовал идею искусство ради искусства.

Много путешествовал по Европе, чаще всего — на велосипеде. Изучал право и романскую филологию (1895—1898) в Венском университете, вместе со Шницлером входил в столичную литературную группу Молодая Вена (создана в 1890). В 1898 познакомился с Рихардом Штраусом, для которого написал несколько оперных либретто («Кавалер розы», 1911; «Ариадна на Наксосе», 1913; «Женщина без тени», 1919, и др.), в 1899 — с Рильке, в 1902 — с Рудольфом Касснером. Автор сценических обработок трагедий Софокла, Еврипида, драм Кальдерона, комедий Мольера, много лет сотрудничал с выдающимся режиссёром Максом Рейнхардтом. В годы Первой мировой войны служил по интендантскому ведомству. Впоследствии занимался журналистикой.

Через два дня после самоубийства старшего сына Гофмансталь скончался в своей пригородной усадьбе от кровоизлияния в мозг.

Творчество
Крупнейший драматург австрийского и европейского символизма, автор нескольких книг импрессионистических стихов, эссе о литературе и национальной культуре, большой и малой прозы (из которой наиболее известна новелла-мистификация «Письмо лорда Чандоса», 1902). Будучи декадентом-символистом, сам Гофмансталь любил называть себя неоромантиком. Характер его произведений, их лиричность и драматичность практически не претерпели изменений с годами, а поэтический стиль отличался музыкальностью рифм.

Монография «Гофмансталь и его эпоха» принадлежит Герману Броху (1964). Драмы Гофмансталя ставились в России начала века (В.Мейерхольд, Ф. Комиссаржевский, К. А. Марджанишвили, А.Санин), их переводили Ю.Балтрушайтис, А. Ремизов, М. Кузмин, спектакли оформляли Нат.Гончарова, Б.Анисфельд, А. Головин и др.

Отдельного упоминания достойна программная для оценки творчества поэта работа — «Поэт и наше время» (нем. Der Dichter und diese Zeit), написанная в 1907 году. В ней Гофмансталь постарался философски обосновать идеи неоромантизма, их антиреалистичность. Он приходит к выводу, что для поэта важен только «мир отношений и связующих чувств».

Своим творческим идеалам Гофмансталь остаётся верен до конца жизни, хотя в 1921-1923 годах попытался написать несколько комедий, но из этого ничего не вышло.

Драмы
Gestern/ Вчера (1891)
Der Tor und der Tod/ Глупец и Смерть (1893)
Die Frau im Fenster/ Женщина в окне (1899)
Der Tot des Tizian/ Смерть Тициана (1901)
Der Abenteurer und die Sängerin/ Авантюрист и певица (1905)
Das gerettete Venedig/ Спасенная Венеция (1905, по драме Томаса Отуэя, 1682)
Elektra/ Электра (1904, опера Р.Штрауса 1908)
Ödipus und die Sphinx/ Эдип и сфинкс (1906)
Jedermann / Имярек (1911)
Der Schwierige/ Трудный характер (1921)
Das Salzburger grosse Welttheater/ Большой Зальцбургский театр жизни (1922)
Der Turm / Башня (1925)

Сводные издания
Gesammelte Werke. 10 Bde/ Bernd Schoeller (Hrsg.). Frankfurt a.M.: Fischer Taschenbuch Verlag, 1979

Публикации на русском языке
Драмы. М., 1906
Электра. СПБ., 1907
Дары жизни. СПБ., 1908
Сказка 672 ночи. СПБ., 1908
Приключение маршала, СПБ., 1909
Сложный характер. М.: Мысль, 1923
Избранное. М.: Искусство, 1995

Литература
Borchardt R. Rede über Hofmannsthal. — Berlin: Hyperion, 1918.
Stefan P. Hofmannsthal. Eine imaginäre Ansprache. — Wien: Wila Wiener Literarische Anstalt, 1924 (Die Wiedergabe, 3. Reihe, Band 2).
Broch H. Hofmannsthal und seine Zeit; eine Studie. — München: R. Piper, 1964 (англ. изд. 1984).
Mayer M. Hugo von Hofmannsthal. — Stuttgart: Metzler, 1993.
Volke W. Hugo von Hofmannsthal in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. — Reinbek: Rowohlt, 1997.
König Chr. Hofmannsthal: Ein moderner Dichter unter den Philologen. — Göttingen: Wallstein, 2001.
Nicolaus U. Souverän und Märtyrer. Hugo von Hofmannsthals späte Trauerspieldichtung vor dem Hintergrund seiner politischen und ästhetischen Reflexionen. — Würzburg: Königshausen & Neumann, 2004.
Wandruszka M.L. Der Abenteurer und die Sängerin. Über Hugo von Hofmannsthal. — Wien: Passagen-Verlag, 2005.
Lesniak S. Thomas Mann, Max Rychner, Hugo von Hofmannsthal und Rudolf Kassner: Eine Typologie essayistischer Formen. — Würzburg: Königshausen & Neumann, 2005.
Weinzierl U. Hofmannsthal — Skizzen zu seinem Bild. — Wien: Zsolnay, 2005.

Гофмансталь, Гуго фон произведения:

Гофмансталь, Гуго фон все стихи